Заслуженный артист Белорусской ССР (1967)
Народный артист РСФСР (1987)
Детство
Роман Филиппов родился в актерской семье. Его родители Сергей Александрович
Филиппов и Анна Григорьевна Кудерман служили в Ленинградском Большом Драматическом
Театре. Мама Романа продолжала выступать, будучи беременной, и родила во время
гастролей в Симферополе. Однако сына ей не довелось увидеть: Анна Григорьевна
скончалась на операционном столе от заражения крови.
Воспитанием мальчика первое время занимались его отец и бабушка. А когда Роме
исполнилось три года, отец женился во второй раз. Его новая супруга, Ирина Сергеевна,
была женщиной образованной и культурной. Отношения к театру она не имела, но разбиралась
в нем и очень любила.
После женитьбы Сергей Филиппов с семьей переехал в Горький (ныне - Нижний Новгород),
где и прошло детство Романа. Мальчик с ранних лет любил читать, увлекался шахматами,
а вот о сцене он до поры до времени не грезил. Все перевернулось с приездом на
гастроли в Горький Малого театра и конкретно Веры Пашенной. Знаменитая актриса
была приглашена в школу прослушать учеников для определения актерского таланта.
В их числе оказался и десятиклассник Роман Филиппов. Высокий, статный, с густым
басом, он сразу привлек внимание Веры Николаевны, и она порекомендовала ему поступать
в театральный. Роман последовал ее совету…
Начало актерской карьеры
Окончив в 1953 году школу, Роман Филиппов отправился в Москву, где поступил
в театральное училища им. Щепкина, на курс Веры Пашенной. Ему довелось учиться
с Алексеем Эйбоженко, Юрием Соломиным, Виктором Борцовым – в будущем ставшими
знаменитыми и всенародно любимыми актерами.
В 1957 году Роман Филиппов получил диплом и был принят в труппу Малого театра.
Однако проработал он там не долго - до 1960 года, после чего покинул коллектив.
В официальной версии пишут, что причиной стал конфликт с главным режиссером Михаилом
Ивановичем Царёвым. Однако супруга Романа Филиппова Екатерина Андреевна описывала
эту ситуацию несколько иначе: «…с его фактурной внешностью Филиппову постоянно
поручали яркие, но эпизодические роли. Он обивал режиссерский порог, спрашивал:
«Когда я буду играть нормальные роли?» - на что мэтры Малого театра жестоко отрезали:
«После нашей смерти». А потом еще вышла нелепая ссора с Верой Пашенной… Роман
тогда получал в театре копейки, жил впроголодь… Однажды он написал заявление на
прибавку жалованья. Суровая Пашенная созвала собрание и стала возмущаться: «Как
могут молодые актеры требовать повышения, когда великие получают мизер?!» Рома
был остр на язык: «Но я ем больше, чем вы и все наши именитые актеры, вместе взятые!»
Вера Николаевна была шокирована, раскричалась. Рома хлопнул дверью и написал заявление
на увольнение…»
Любовь на всю жизнь
Со своей будущей женой Екатериной Роман Филиппов познакомился на съемках военной
драмы «Человек не сдается», где снимался в небольшой роли диверсанта Пауля. У
Екатерины же отец работал там директором картины, и она приехала посмотреть на
процесс создания фильма.
Екатерина Андреевна вспоминает их первую встречу: «Как сейчас помню это ощущение:
автобус накренился… И я почувствовала, а не просто увидела, как пустой салон наполняется
Ромой. И вот он замечает щупленькую студенточку в белом платьице и выдыхает своим
басом: «О-го!» И вот на глазах у папы, через 20 минут после знакомства со мной,
Рома встает на колени и делает предложение. «Она же еще совсем ребенок!» - рассвирепел
отец, не разбирая, шутка это или нет. А потом с рыком бросился за новоявленным
зятем. Рома - наутек. Конечно, сцена уморительная: дерзкий мальчишка Филиппов
был в два раза здоровее преследователя. Рома с гоготом кинулся в местный пруд,
а папа в ярости стал подбирать на берегу камни и целиться в плавающего подлеца.
Рома нырял, уворачивался… А я так и не увидела финала - лишилась чувств…»
Это была любовь с первого взгляда, причем с обеих сторон. Они встречались во
время съемок и продолжили отношения после их окончания. Причем отношения эти были
очень чистыми и вполне невинными. После окончания съемок Екатерина вернулась домой
в Минск, а Роман в Москву. Но расстояние не было для влюбленных помехой, Роман
регулярно приезжал к Екатерине, а уж созванивались они каждый день.
Москва - Минск
После ухода в 1960 году из Малого театра Роман Филиппов работал в театре имени
А.С. Пушкина, которым руководил Борис Иванович Равенских. Параллельно с 1961 года
актер стал сотрудничать со Всероссийским гастрольно-концертным объединением. Там
он играл в спектакле режиссера Иоакима Шароева «Пришедший в завтра» по произведениям
Маяковского. Эта постановка получила высокую оценку в прессе, и заслугой тому,
прежде всего, актерская работа Романа Филиппова.
В 1962 году Роман Филиппов принял решение покинуть столицу и перебраться к
своей любимой в Минск. Екатерина к тому времени окончила институт и стала работать
театральным педагогом. А Филиппов влился в труппу академического театра имени
Янки Купалы.
По поводу его переезда из Москвы в Минск в журнале «Крокодил» даже появился
фельетон: мол, Филиппов предал поэта Маяковского (имелся ввиду его спектакль «Пришедший
в завтра») во имя какой-то роковой женщины… Этой «роковой женщиной» и была молоденькая
Екатерина, которая после переезда, наконец, стала его официальной женой.
Для работы в минском театре Роману Филиппову поставили обязательное условие
выучить белорусский язык. И актер продемонстрировал поистине удивительные лингвистические
способности, освоив его за крайне короткий срок (в одних источниках указывается
7 дней, в других – 2 недели, но это сути дела не меняет).
В Белорусском государственном академическом театре имени Янки Купалы Роман
Филиппов проработал до 1969 года, став одним из ведущих актеров труппы. Здесь
им были сыграны Белугин в «Женитьбе Белугина», Астров в «Дяде Ване», Сатин в «На
дне», Журден в «Мещанине во дворянстве» и другие роли. Кроме того, актер увлёкся
белорусской поэзией, занялся переводами, снимался в белорусских кинолентах (Григорий
Распутин в фильме «Крах»). За все это по совокупности Роман Сергеевич был удостоен
звания заслуженного артиста Белорусской ССР.
Кино. Путь к успеху
Впервые на экране Роман Филиппов появился еще в 1954 году в эпизодической роли
борца в спортивной драме «Чемпион мира». Роль была настолько мала, что актера
даже не упомянули в титрах. А первой заметной работой Филиппова в кино стал Федька
Бык в приключенческой ленте режиссера Генриха Габая «Зеленый фургон», вышедшей
в 1959 году.
В 60-е годы актер регулярно снимался в небольших ролях. Наиболее заметными
были: лесоруб Вася Зайцев в комедии «Девчата» (тот самый, который заявлял главной
героине: «Техника! Тут соображать надо! Это тебе не картошку варить!»), барон
Мушарон в сказке «Город мастеров», революционер Просперо в сказке «Три толстяка».
Наконец, в 1968 году Роман Филиппов был приглашен в знаменитую кинокомедию
«Бриллиантовая рука». Роль, которая ему досталась, была крошечной, но осталась
в памяти зрителей на десятилетия. Его герой, посетитель ресторана Евгений Николаевич
Ладыжинский, приставал к главному герою с вопросом: «Ты зачем усы сбрил?», а затем,
разобравшись, приглашал: «Ну, будете у нас на Колыме - милости просим!» Фразы
мгновенно ушли в народ, стали крылатыми, а сам Филиппов с тех пор неизменно ассоциировался
в сознании зрителей со своим героем с Колымы.
Возвращение в Малый театр
Успехи на сцене и в кино принесли Роману Филиппову заслуженное признание, и
в 1969 году он принял приглашение Царева вернуться в Москву. Вслед за мужем перебралась
в столицу и его супруга. С этого времени и до конца своих дней Филиппов оставался
верен сцене Малого театра, став одним из ведущих его актеров.
За годы работы Роман Филиппов создал целую галерею блестящих образов: Глоба
в «Русских людях», полковник Иванов в спектакле «Так и будет», Скалозуб в «Горе
от ума», Борцов в «Пучине», Лотохин в «Красавце-мужчине», Осип в «Ревизоре», Абрезков
в «Живом трупе», Скотинин в «Недоросле», Журден в «Мещанине во дворянстве», Отец
в спектакле «Долгий день уходит в ночь», Астров в «Дяде Ване» и многие другие.
Одна из самых ярких работ Филиппова на сцене Малого театра - Аркадий Несчастливцев
в спектакле «Лес» по пьесе Островского, премьера которого состоялась в 1975 году.
Вот как писали об этой роли газеты: «Такого внутренне сложного Несчастливцева,
как Несчастливцев Филиппова, с таким богатством переливов и оттенков, мы увидели
впервые. Он нет-нет, да и перевернёт душу зрителя непосредственностью интонаций.
В нём живёт и безобидный юмор, но когда он в гневе, от его сарказмов никому не
поздоровится… Многие в зале утирали слёзы».
Кино. Мастер эпизода
Уже в ранних своих работах в кино Филиппов заявил себя как комедийный, характерный
актер. Благодаря его мощной фигуре, низкому голосу и соответствующей фактуре сложилось
и амплуа: здоровяка-громилы, простодушного, порой неуклюжего великана с душой
ребенка. Его герои неизменно вызывали улыбку, будь то зэк Никола Питерский в знаменитой
комедии «Джентльменах удачи», поэт Ляпис-Трубецкой в «12 стульях», водопроводчик
Булыжников в комедии «По улице комод водили», Фёдор Парамонов в мелодраме «Баламут»,
Юлий Цезаревич Камнеедов в комедии «Чародеи», Вовчик в комедии «Акселератка».
Чаще всего Филиппову доставались эпизодические роли. Режиссеры так и говорили,
хочешь придать изюминки фильму, дать минутную разрядку – пригласи Филиппова, а
уж он что-нибудь сымпровизирует. И актер оправдывал эти надежды, ювелирно вычерчивая
крохотные шедевры, придумывая фразы, которые влет уходили в народ: «Деточка, а
вам не кажется, что ваше место возле параши?!», «Помогите! Хулиганы зрения лишают!»,
«Это нам как два пальца...», «От меня даже в детстве лошади шарахались!», «Тихо,
тихо! Здесь Вам не тут!», «Тихоньки оставьте Вашей хахоньке...», «Вам бы всё водку
пьянствовать, безобразия нарушать».
Впрочем, не надо думать, что у Филиппова были исключительно эпизодические или
только комедийные роли. Как тут не вспомнить сподвижника Петра Первого Ромодановского
из исторической ленты «В начале славных дел», дворника Романа в экранизации пьесы
Горького «Дети Солнца» или Николая Игнатьевича Беловола в детективе «Вход в лабиринт».
Словом довелось актеру посниматься в самых разных жанрах и у самых разных режиссеров.
Однако он все равно переживал, что не сыграл чего-то значительного на экране.
Особенно он жалел, что так и не смог поработать у двух своих любимых режиссеров
- Тарковского и Германа.
Человек разностороннего таланта
Талантливый человек проявляет себя в разных сферах. Вот и Роман Филиппов не
ограничивался лишь сценой и кинематографом. Роман Сергеевич писал стихи, играл
на бильярде, был кандидатом в мастера спорта по шахматам, имел первый разряд по
фехтованию. Помимо уже упомянутого белорусского языка он владел также польским
и немецким. Кроме того Филиппов принимал участие в озвучивании мультфильмов, был
автор текстов к песням кинофильмов, писал замечательные стихи.
Как и многие наши мастера сцены, Роман Сергеевич занимался преподавательской
деятельностью. В 1987 году он был приглашен в ГИТИС преподавать художественное
слово, а в 1988 году ему было присвоено ученое звание доцента.
А еще Роман Филиппов был известен, как главный Дед Мороз нашей страны. В начале
70-х по решению «сверху» его назначили на самую престижную - Кремлевскую елку,
да так и оставили. Из года в год, в течении 20 лет, Роман Филиппов выходил к советским
детям и поздравлял их с Новым Годом. Эту свою самую главную роль актер играл до
самой смерти. Последний раз он появился перед ребятами в январе 1992 года. Рассказывают,
что в тот раз произошла оговорка. Обычно спектакль заканчивался словами «Дед Мороз
не прощается с вами», а на этот раз сказали «прощается». Оговорка оказалась пророческой:
в феврале Романа Филиппова не стало. Он скоропостижно скончался из-за оторвавшегося
тромба.
Похоронили любимца миллионов зрителей в Москве на Троекуровском кладбище на
2-м участке.
Игорь BIN
Использованные материалы:
«Интервью с вдовой Романа Филиппова - Екатериной Филипповой» http://chtoby-pomnili.com