|  
БАКЛАНОВАОльга Владимировна
 19.08.1896, Москва – 06.09.1974, Веве, Швейцария Заслуженная артистка республики (1925)
 Начало Ольга Бакланова родилась 19 августа 1896 года в Москве в большой дружной семье 
состоятельных родителей: Владимира и Александры Баклановых. Родившись в театральной 
семье, а ее мать была известной актрисой театра, получив для того времени солидное 
классическое образование, в шестнадцатилетнем возрасте девушка успешно прошла 
конкурсный набор во МХАТ, несмотря на высокую конкуренцию — на три вакансии претендовало 
400 девушек, и была принята в знаменитую труппу театра. Там, под руководством 
легендарного Станиславского она стала усердно постигать тяжелое актерское ремесло. Без ведома своих наставников студентка Ольга Бакланова, отдыхая на каникулах 
в Крыму, удачно попробовала свои силы в немых короткометражках гения немого кино, 
режиссера Виктора Туржанского, который после революции попросту эмигрировал во 
Францию, основал там собственную кинокомпанию, став впоследствии довольно известным 
режиссером в Европе. Начинающая актриса заблистала в триллерах с красочными и интригующими названиями: 
"Симфония любви и смерти" и "Когда звучат струны сердца" в 
1914 году, "Загробная скиталица", "Женщина-вампир" и "Петля 
смерти" в следующем году, и в 1916 году - "Желтый паспорт", "Лунный 
свет", "Тот, кто прольет кровь".
 Театр Одновременно 
со съемками в кино молодая актриса стала активно участвовать в театральных постановках 
по произведениям Пушкина, Чехова, Тургенева, Шекспира и Диккенса на мхатовской 
сцене: в спектакле "Каменный гость" сыграла роль Лауры, Сашу в "Иванове", 
Оливию в "Двенадцатой ночи", Берту в постановке "Сверчок за очагом". Успешное начало актерской карьеры Ольги Баклановой оборвала революция в октябре 
1917 года. Во время переворота был убит ее отец, и большую семью Баклановых новая 
власть переселила в одну комнату в их же бывшем особняке. Понимая, что и её существование, 
и ее дальнейшая карьера зависят от ее лояльности к новому режиму, актриса в 1918 
году приняла предложение сыграть в пропагандистском короткометражке "Хлеб". 
Блестяще исполненная роль в этой картине была первой, и одновременно последней 
в кинокарьере актрисы в Советской Республике. Тогда-то Ольга Бакланова полностью решила переключиться на театральные работы, 
она начала брать уроки вокала и танца в Музыкальной студии, созданной в 1919 году 
по инициативе Немировича-Данченко. Между 1920 и 1925 годами Ольга Бакланова во всем великолепии предстала перед 
театральными зрителями в классических пьесах с новым авангардным звучанием: Ланж 
в спектакле по оперетте "Дочь мадам Анго" Шарля Лекока, Лисистрата в 
постановке 1923 года - "Лисистрата" по комедии Аристофана нежная Карменсита 
в "Карменсита и солдат" по сочинению Липскерова на музыку Бизе. Трилогия 
"Любовь и смерть", в двух частях которой — "Бахчисарайском фонтане" 
по поэме Пушкина и "Алеко" по опере Рахманинова, где актриса блистала 
соответственно в роли Заремы и Земфиры. Высокое мастерство исполнения Ольги Баклановой было отмечено правительственной 
наградой: в 1925 году ей, одной из первых советских актрис, было присвоено звание 
"Заслуженная артистка республики", и было разрешено в том же году в 
составе труппы МХАТа выехать на гастроли за рубеж — сначала в Европу, а затем 
и в США.
 Эмиграция Известный импресарио тех лет Моррис Жест представил американскому зрителю большую 
часть репертуара советских артистов, предоставив некоторым из них возможность 
остаться за океаном. В середине 1926 года Ольга Бакланова не вернулась в Россию, 
она осталась в США. Сыграв в 1927 году свою первую заокеанскую эпизодическую роль на одной съемочной 
площадке с Нормой Толмедж и Гилбертом Роландом в мелодраме о любви певички-мексиканки 
и молодого кабальеро "Голубка", Ольга Бакланова сумела обратить на себя 
внимание популярного немецкого актёра Конрада Фейдта.  За плечами этого актера было около восьмидесяти фильмов в Германии и США. Он 
и пригласил приглянувшуюся ему русскую актрису к себе в партнеры в свою новую 
картину "Человек, который смеется" по одноименному роману Гюго. После 
впечатляющего исполнения Ольги Баклановой роли герцогини Джозианы, в частности 
сцены, где героиня Баклановой снимала повязку с лица Гуинплена, в этой киноленте 
в 1928 году, ее голливудская карьера быстрыми темпами "пошла в гору".
 Голливуд  1928 год стал самым плодотворным в заокеанской кинобиографии актрисы – она 
снялась почти в дести фильмах. Успешно отыграв роль Царицы в короткометражке "Секрет 
царицы", Ольга Бакланова получила приглашение на главную роль Анни в партнерстве 
с Эмилем Яннигсом от шведского режиссёра Морица Стиллера, в финальную в его карьере 
картину "Улица греха". Ольга Бакланова же после этого фильма подписала 
выгодный для себя контракт сроком на пять лет с кинокомпанией "Paramount 
Pictures".
 Далее последовали не менее успешные роли, пусть даже и второго плана, что не 
очень-то удручала актрису: проститутки Лу в криминальной драме "Доки Нью-Йорка", 
Грейс Стиллвелл в вестерне "Лавина", Баронесса Хильда Брингс в мелодраме 
"Три грешника", ведущую роль в котором сыграла звезда немого кино Поле 
Негри. После съемок Ольги Баклановой в одном из первых звуковых проектов "Paramount 
Pictures" в роли знойной Волчицы в паре с Джорджем Банкрофтом в картине "Волк 
с Уолл-стрит", ее кинокарьера пошла на спад. Две последующие ее роли - Таня 
Григори в мелодраме "Опасная женщина" и Соня Борондова в комедии "Любимый 
мужчина" с Ричардом Раленом, были восприняты критиками достаточно прохладно. 
Толи из-за того, что Бакланова говорила с очень большим акцентом, толи от того, 
что после начала эры звукового кино она играла только русских или иностранок, 
но, тем не менее, кинокомпания не торопилась предлагать актрисе новые роли, а 
в ноябре 1929 года и вовсе ее уволила.
 1930-е годы Небольшая удача улыбнулась актрисе лишь в декабре 1930 года: киностудия "Fox 
Films" подписала с нею контракт и задействовала актрису параллельно сразу 
же на две второстепенные роли: Ивонна в музыкальной комедии "Не грусти" 
и Графиня Хеленка, опять-таки в комедийном фильме "Ты там?". В начале30-х Ольга Бакланова приняла участие уже в трёх кинолентах на киностудии 
"MGM". В мелодраме "Великий любовник", в которой главные роли 
исполнили Адольф Менжу и будущая звезда Ирен Данн, критики усмотрели слабый сценарий, 
но отметили некоторые сцены с участием Баклановой, которые смотрелись вполне пристойно. 
Далее последовала драма "Вниз по лестнице" по сценарию Джона Гильберта. Третий же фильм ужасов "Уродцы" стал поистине триумфальным для актрисы. 
После отказа от роли в такой провокационной картине Мирны Лой, Ольга Бакланова 
с блеском сыграла циркачку Клеопатру. Фильм по началу официально запретили в нескольких 
штатах, и он долгие годы пролежал на полке. Однако впоследствии фильм все же был 
признан национальным достоянием, а в 1994 году его даже включили в Национальный 
кинорегистр Библиотеки Конгресса. Понимая, что на вершину славы в Голливуде ей уже не пробиться, актриса напоследок 
сыграла в картине "Вниз по лестнице" красавицу Софью Кословскую, обаятельную 
Анну Гоу-Гоу в криминальной драме "Скандал на миллиард долларов", отметилась 
в небольшом эпизоде в короткометражном мюзикле "Блюз по телефону". И 
в 1935 году Ольга Бакланова ушла из кино, но, как оказалось, не навсегда.  Великой актрисе пришлось еще раз появиться на экране, в последний раз ощутить 
вкус славы в роли гордой оперной примы мадам Дарушки в 1943 году в экранизации, 
после невероятного успеха на Бродвее, спектакля "Клаудия" по роману 
Роуза Франкена. Уйдя из кино, актриса сосредоточила своё внимание на театре. После небольшой 
роли в спектакле "Безмолвный свидетель", актрису можно было увидеть 
сразу в трёх постановках — "Гранд-отель", где она исполнила роль Грушинской, 
"Двадцатый век" и "Кот и скрипка". Однако успешной все же 
театральную карьеру Ольги Баклановой нельзя назвать. Актриса посещала с гастролями 
Лондон, ездила в тур по Америке, пела в ночных клубах и знаменитом нью-йоркском 
ресторане "Russian Tea Room", то есть в "Русской чайной". Об Ольге Баклановой вновь заговорили в середине 60-х: из забвения была извлечёна 
картина "Уродцы". Актриса дала интервью известному британскому киноисторику 
Кевину Браунлоу, снявшему несколько документальных фильмах о звёздах немого кино, 
и автору серии книг об актёрах прошлых лет Джону Кобалу.
 Личная жизнь В 1922 году Ольга Бакланова первый раз вышла замуж за адвоката Владимира Цоппи 
и в 1923 году родила от него сына. Получив в феврале 1929 года развод от Цоппи, актриса в марте этого же года 
второй раз вышла замуж за не слишком удачливого русского актёра – эмигранта Николаса 
Сусанина. В 1939 году супруги официально развелись. 21 сентября 1931 года, Ольга Бакланова получила американское гражданство. В начале 1940-х Ольга Бакланова вышла замуж за Ричарда Дэвиса, владельца нью-йоркского 
театра "Fine Arts Theatre". Она продолжала успешно играть на сцене театра 
мужа, хотя Дэвис и настаивал на обратном. И только в 1947 году она ушла в отставку, 
на этот раз уже навсегда. На закате жизни актриса переехала в Швейцарию, в город Веве, где в возрасте 
семидесяти восьми лет скончалась 6 сентября 1974 года. Так ушла из жизни легенда 
русского немого кино, кинозвезда Голливуда 20-30-х годов.
 Автор - Екатерина ТУР Использованные материалы:"Ольга Бакланова", материал из Википедии — свободной энциклопедии.
 Энциклопедия Кино Кирилла и Мефодия, версия 2002 г.
 |